?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из статьи Ф.А. Селезнева "Краснояровы с Узолы: о представителях этой фамилии мастеров городецкой игрушки"
Источник http://www.mosjour.ru/index.php?id=417

Основатель династии, Никита Емельянович Краснояров, по преданию, приехал в Заузолье из Красноярска. В то время местные жители кормились щепанием березовой лучины для светцов. Никита Емельянович, как гласит легенда, научил своих односельчан новому делу - украшению донец ручных прялок, и с его легкой руки такой промысел начал бытовать с конца XVIII века в приузольских деревнях Городецкой округи - Курцеве, Хлебаихе, Мокшине, Букине, Боярском....

...А что же Краснояровы? Они, как и прочие мастера, тоже сменили резьбу на роспись. Это произошло во второй половине XIX столетия при Семене Фроловиче Красноярове. Вместе с ним новое умение постигал его сын Федор, впоследствии получивший известность как один из самых одаренных городецких художников.
Федор Семенович Краснояров (1861-1943) держал в руках кисть всю свою сознательную жизнь. В 12 лет он уже трудился наравне со взрослыми, писал на донцах барынь, коней, котиков. Вернувшись из армии, где дослужился до чина унтер-офицера, снова принялся рисовать. В 1889 году после смерти отца Федор оказался главой семейства. Ввел в промысел сыновей Карпа, Ивана, Тимофея, дочь Марию. В родной деревне Косково пользовался большим авторитетом; его неоднократно избирали сельским старостой.
Роспись донец приносила Краснояровым (как и другим мастерам) устойчивый доход только до Первой мировой войны. После революции промысел фактически прекратился; спрос на прялки упал, игрушки тоже лишились сбыта - частный рынок заглох, а кооперация их на реализацию не брала.
Перемены к лучшему наметились только в середине 1930-х годов. В это время в соответствии с новыми партийными установками начали возрождать традиции народного искусства. Не обошли вниманием власти и городецкую роспись. В 1935 году в ее старинный центр Косково прибыл художник Иван Иванович Овешков. Ему поручили организовать при промколхозе имени Кирова, куда входила эта деревня, художественную мастерскую. Он привлек в нее лучших мастеров, в том числе, разумеется, и Ф. С. Красноярова.
Федор Семенович находился в мастерской на особом положении. Знатоки отмечали, что работал он всегда по-своему, имел собственный неповторимый творческий почерк. Например, свободно вводил в роспись новые элементы. «Наряду с привычными городецкими розами-купавками, он писал и свои цветы, краснояровские, в городецкой росписи ранее небывалые: например, из середины розы у него неожиданно вырастал другой цветок, а иногда два или три. На одном стебле он часто рисовал цветы разные, объединяя самые разнообразные растительные формы сочной белильной разживкой». Хорошо удавались ему животные - художник-самородок мог передать и движение их, и повадку.
К лучшим образцам этого периода творчества Ф. С. Красноярова принадлежат декоративные панно «Красноармейцы» и «Чаепитие с хозяйством», хранящиеся в Нижегородском музее истории художественных промыслов. Особенно оригинальный характер носит сцена чаепития. В центре панно - хозяин и хозяйка, сидящие в креслах у стола с чайными приборами и самоваром. Рядом с ними детишки. Дочка, гладя кошку, говорит: «Мама, киса пришла». Мальчик приказывает собачке: «Служи». Особая надпись поясняет, что художник хотел изобразить «быт семьи и ее привкусы». А какой же крестьянский быт без скотины? Поэтому здесь же нашлось место и лошади, и корове, и петушку с курочками. А вокруг художник разбросал яркие с крупными лепестками цветы.
Новатором выступал Ф. С. Краснояров и в искусстве городецкой игрушки. Он выработал особый вид деревянной потешки - пропильную игрушку из фанеры с двусторонней росписью. Советских искусствоведов особенно восхищали его игрушечные всадники на красных конях со сказочной птицей или львом рядом или бдительные пограничники, заметившие шпиона, боязливо притаившегося на дереве. Брался Краснояров и за сюжеты из жизни старого Городца, выпиливая и раскрашивая барынь, петушков и важных мужчин в цилиндрах. Пять таких фигурок украшают коллекцию Государственного Исторического музея в Москве.
Отметим, что Федор Семенович также «оживлял» затейливые сучья и корни. Подправив ножом и раскрасив, он превращал свои лесные находки то в забавного человечка, то в зверя, то в птицу. Эти изделия Красноярова в 1947 году были переданы в Загорский (ныне Сергиево-Посадский) художественно-педагогический музей игрушки.

Image

Image

"Чаепитие с хозяйством" ("Быт семьи и ее привкусы") с фрагментом. Панно, 1935

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
akadaha_z
Oct. 27th, 2013 06:00 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно было прочитать. :)
tignessa
Oct. 27th, 2013 06:14 pm (UTC)
Пожалуйста! рада, что пригодилось)
( 2 comments — Leave a comment )











SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:
\

Tags

Архив

April 2016
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Перечень постов

Powered by LiveJournal.com