Ольга (tignessa) wrote in my_gorodets,
Ольга
tignessa
my_gorodets

Categories:

*Тамара Рукина*

Глава из книги Сергея Чуянова "Городецкая роспись"

В далеком Душанбе черноволосая девушка много лет назад расписывала чайхану. Из - под ее кисти появлялись яркие цветы и тонконогие кони. Здесь, на далекой таджикской земле, такого раньше не видели, да и не могли видеть, потому что и девушка эта, и эти цветы родились далеко от этих краев - на берегу Волги в городе Городце.

Оказавшись в чужих краях, Тамара Рукина часто мысленно возвращалась к родной Волге, к деревне Мокушино, что неподалеку от Ковернина, к ромашковым и земляничным полянам, лесным речкам, что бегут между елей и кустов орешника. Сердце рвалось к родной земле, к истокам того искусства, которому она училась и которое не давало ей покоя здесь, среди иной и неорганичной для нее культуры.
Искусствоведы безошибочно узнают среди работ мастеров высокого класса ее работы.

И конечно же, о каждом художнике хочется узнать все. Где учился? Как пришел в промысел? Откуда берет свои темы? И не может быть такого, чтобы с детства его взор не останавливала на себе красота, чтобы не хотелось рисовать или попробовать передать, запечатлеть ту красоту на листе бумаги.

Вот и Тамара словно бы родилась художицей. Она хорошо рисовала в школе, любила черчение. Поехала учиться росписи по дереву в город Семенов. Училась там хохломской росписи, которую знала лучше, чем городецкую. Думала ли она, что ей вместе с подругами придется возрождать диковинный народный ромысел, поклонников у которого становилось все больше и больше?

В Курцеве, на родине городецкой росписи, Тамара была мастером художественно - столярного цеха. Но вскоре уволилась оттуда. Пришлось работать даже художником оформителем в автоколонне. Но и здесь она даже в незамысловатых объявлениях старалась написать городецкий цветочек. И было в этом что-то глубинное, идущее от самобытных традиций предков, старавшихся украсить таким цветиком - семицветиком даже самую простую вещь в обиходе. На память приходят слова нашего великого земляка Максима Горького: "Человек по натуре своей - художник. Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту".

В период этих своих исканий Тамара Рукина и попала в Душанбе. Но от судьбы не уйти: она как то встретила художницу Лилию Беспалову, после беседы с которой перебралась в Городец и стала работать на фабрике "Городецкая роспись". Начинала на "потоке. Ей не интересно было каждый день писать одно и то же ("как на конвейере").

Почти два десятилетия отдала она работе в знаменитой художественной лаборатории при фабрике, стала членом Союза художников России, лауреатом Государственной премии имени Репина.

Всадники - наиболее частые гости ее композиций. Тамара Михайловна называет их "моими войнами". Это - ее главная тема, тема защитников земли русской. Она пишет защитников Городца, ополченцев Минина и Пожарского, солдат Отечественной войны 1812 года и по - женский, по матерински рассказывает о них.

Я рассматриваю короб с нарисованными на них всадниками. Тут же на стене висит панно - тарелка "Три богатыря". Прямо на меня смотрят три всадика на городецких конях. На щитах у каждого - городецкий цветок, как символ мира, дружелюбия и добра. Рядом с "Богатырями" - большое панно "Нижегородское ополчение в походе". Гамма цветов сдержанная: сиреневый, охристый, коричневый...

Одна из самых интересных работ Тамары Рукиной - панно "Кто с мечом к нам придет..." В верхнем ярусе композиции изображены русские войны на конях, в шлемах, со щитами, а в нижнем - тевтонские рыцари.

Интересно, что, оценивая творческое своеобразие своих учениц, Коновалов именно у Рукиной отмечал графичность ее произведений. Она всю жизнь собирала репродукции картин художников, изучала иконопись, книжную миниатюру, графические работы знаменитого В.А. Фаворского.

Есть эта графичность в ее "Ледовом побоище", "Нижегородском ополчении", "Куликовской битве". Четкий силуэтный рисунок сразу выдает в работе руку Тамары Михайловны. Даже особой ритмичности своих композиций она училась именно у графики. Чердование силуэтов, линий, франгментов одежды, поз - все это придает даже самым статичным ее картинам некую внутреннюю динамику.

Возрождение сюжетной росписи в Городце открыло перед художниками огромные возможности. На панно "Нижегородцы у князя Пожарского" Тамара Михайловна в стиле лубок изобразила развернутую, законченную сцену из отечественной истории. При этом роспись здесь - традиционно обобщенная и условная по манере исполнения.

Таким же художественным свидетельством истории останется панно художницы "Дан приказ ему на запад...", на котором девушки в косынках прощаются с всадниками - красногвардейцами на горделивых городецких конях.

Когда речь заходит о нетрадиционных для росписи сюжетах, Рукина вспоминает о старых мастерах - Мазине, Крюкове, Лебедеве: "Они, ведь, что видели, то и изображали...Да, я иногда пишу на тему, близкую к нашей действительности. И нас, наверное, будут копировать, как мы наследуем сюжеты старых мастеров". И тут же показывает панно "Моя милиция меня бережет".

На одном из панно, "Мастерицы городецкие", Рукина изобразила горницу, в которой сидят слева художницы и расписывают короба и хлебницы, а справа - вышивают на пяльцах. А на панно "Свидание" она написала такой "любовный треугольник": у одного ухажера - гармошка, у другого балалайка. Кого из них выбрать красивой девушке?

Темой еще одной серии работ послужили произведения А.С. Пушкина: "Воспоминание о няне", "Свидание Онегина с Татьяной", "Бал", "Три девицы под окном".

С нескрываемым восхищением говорит Тамара Михайловна о старых мастерах: "Как они, совсем неграмотные, могла делать такие красивые композиции?!"


В традициях же городецкой росписи она подбирает и гамму цветов. Выбирает несколько цветов (но только не контрастных) и пишет ими всю композицию.

К концу двадцатого века Тамара Рукина подошла вполне состоявшимся и признанным мастером. Ее работы хранятся в Нижегородском историко- архитектурном музее - заповеднике, Всероссийском музее декоративно- прикладного и народного искусства в Москве, в музеях Чебоксар, Чугуева, Иркутска, Красноярска, Российском этнографическом музее в Санкт - Петербурге и, конечно же, в родном для нее Городецком историко - художественном музейном комплексе.

Я смотрю на ее расписные шкатулки, панно, тарелки с всадниками, барышнями, воинами, петухами, птицами и цветами, и душа радуется. Все же не зря премьер - министр Великобритании выбрал себе на память о пребывании на нижегородской земле в 1993 году расписной городецкий ларец. Дрогнуло сердце "железной леди" перед этой красотой.

Ее работы:

1. Декоративная тарелка "Рукодельницы городецкие", 1981 г (из книги Супрун "Городецкая роспись")



2. Панно "Три богатыря в дозоре" (из книги Чуянова "Городецкие праздники")




3.



4.





5. Панно "Ледовое побоище на Чудском озере"


Tags: Т. М. Рукина, история, мастера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments